Как спасение лягушки помогло согласовать альпийскую горку с водопадом

Из жизни озеленителей: неожиданные сложности ландшафтного дизайна

Работа ландшафтника полна сюрпризов. Можно сколь угодно тщательно прорисовывать эскиз с камнями, но на объект привезут совсем другие. Даже если лично поехать в карьер и указать экскаватору на каждый валун, результат всё равно будет отличаться от задуманного, и укладывать их придётся не по плану.

Ещё одно железное правило: никогда не фиксировать камни на раствор до визита заказчика. Даже если композиция получилась на редкость гармоничной и естественной. Придётся ждать, особенно если клиент постоянно занят — а так, увы, бывает часто.

Невидимый заказчик и его трёхглавая гора

Наш заказчик, мечтавший о трёхглавой альпийской горке с водопадом, был именно таким — вечно занятым. Я с ним ни разу не встречался, все общение шло через управляющего Степана. Строительство шло целый месяц, Степан присылал фотоотчёты каждые два дня, и невидимый шеф, чьё имя мне знать было необязательно, внимательно следил за рождением пейзажа. Вопросов или правок в процессе не поступало.

Когда была готова первая ступень каскада, Степан неожиданно сообщил, что шеф может нагрянуть с личным визитом. Оказалось, тот бывает на даче только по ночам и ещё не видел творение при дневном свете. Когда представится такая возможность, Степан предсказать не мог.

«Мы ещё не закончили вторую ступень! — крикнул я ему вслед. — Это сложная работа: нужно выставить козырёк и отрегулировать струю!»

«А может, как раз успеете, — ответил Степан. — Мы же не знаем, когда он соберётся. Зато если всё будет готово, не придётся потом ждать согласования. А следующий его визит — вообще неизвестно когда!»

Гонка со временем и стратегическая необходимость

Степан был прав, и это был ключевой момент. На этом объекте всё остальное — газоны, цветники — уже было сделано. Наша задача — только горка и двухступенчатый водопад, от которого все отказались. Если мы зависнем в ожидании одобрения, моей бригаде будет просто скучно, а мне — ещё и грустно, потому что платить зарплату рабочим всё равно придётся.

Я решил успеть. Вторую ступень почти выложили, а оставшиеся элементы, чтобы не терять время в моё отсутствие, примерили и отрепетировали на отобранных камнях. И как будто чувствовал! На следующий день с утра звонит Степан: шеф выехал из Москвы. А я в это время был на другом, менее масштабном объекте. Срочно звоню на трёхглавую горку и ору прораб Лёне: «Час икс! Срочно устанавливайте второй опорный камень и все наружные! Кладите козырёк как получится! Главное — общий вид, детали позже подправим! Быстро!»

Наорал на Лёню, прыгнул в машину и помчался. И не зря: к воротам я подъехал как раз тогда, когда они закрывались за кортежем из больших чёрных автомобилей с тонированными стёклами.

Катастрофа на объекте и её причина

Охрана пропустила меня без вопросов. Я скромно последовал за делегацией: Степан, двое крепких мужчин ростом с нашу горку и, судя по всему, сам шеф — бодрый, нестарый мужчина. Подошли к водопаду — а там хаос. Никакой готовой конструкции. Рабочие суетятся. Со стороны, наверное, зрелище было удручающим. Все лишь кивнули и продолжили копошиться. Степан лихорадочно искал меня глазами. Я махнул рукой, но ближе не подошёл — ноги отказали. Потому что второй опорный камень, который мы с таким трудом установили накануне, не стоял на месте, а торчал наискосок. Обрамляющие камни валялись рядом, а козырёк был сдвинут.

Степан меня увидел. Его немой взгляд кричал: «Где всё?!» Я лишь развёл руками, показывая, что и сам не понимаю. Шеф что-то тихо спросил у Степана, они поговорили, и делегация неспешно направилась к дому. Как только они скрылись за поворотом, я ринулся к бригаде.

«Лёня!»
«Ой! Мы вас не видели!»
«Вы что творите?!»
«А что? Вы же всегда сначала подходите, а потом уже посторонние. Вас не было — мы и не стали ничего трогать».
«Так ничего же не установлено!»
«Да мы только что разобрали, буквально только что. Не вовремя, кто ж знал…»
«Лёня! Разобрали?!»

Лёня замялся, подбирая слова.
«Это я, — шагнул вперёд Тихий. (Его настоящего имени я не знаю до сих пор, все зовут его Тихим). — Там лягушка живая была, я её доставал».

Теперь я онемел, пытаясь что-то сказать.
«За вторым опорным, — продолжил Тихий, видя мою немоту. — Он ещё не был придвинут, она за него ночью спряталась. Я её увидел, но она глубоко в глине ушла. А команда поступила „быстро строить“, мы камень придвинули, а она там. Думал, комиссия посмотрит, а мы потом камень приоткроем, и я её достану. Всё собрали, козырёк положили, а никто не едет. А лягушка там… уже и не квакает. Я Лёньке говорю — давай быстро, пока никого нет. Лёнька, честно, не хотел. Но она же ни в чём не виновата. Потом Шурика на стрёме поставили, быстро достали её, а тут раз — и вы пришли. Вот».

«…Даже не знаю, что сказать», — пробормотал я. Голова начала раскалываться.
«…Ну, мы ставим? — осторожно спросил Лёня. — Ставим по местам, да?»

Отчаянный план и неожиданный финал

В голове мелькнула искра. Терять мне уже было нечего. Почему бы не попробовать?
«…Ставьте по местам и сваливайте в тень, не портите вид. Я сейчас».

Я направился к дому. Ноги были ватными. На повороте оглянулся — мужики молча смотрели мне вслед.
«Быстро, дебилы! — рявкнул я, и голова заболела ещё сильнее.

Степана я с трудом вызвонил, он ответил почти шёпотом. Я рассказал ему про лягушку. В ответ — пауза, но трубку он не бросил. Помолчав, прошептал: «Я даже не знаю, что тебе на это сказать».
«Полностью согласен. Степан, спасите меня, как лягушку. Без уважительной причины».
«…Ничего не обещаю. Но теперь мне придётся вслух сказать, что всё готово, а ты хочешь показать».
«…Я сам всё сделаю, если что».

Бригада уже давно пряталась за сиренью, а я, как часовой, расхаживал перед водопадом, когда появился заказчик с сопровождением. На этот раз я не отступил в сторону, собрав всё своё красноречие и знание дипломатического протокола.

Заказчик прошёл мимо, едва кивнув. Постоял перед каскадом. Отошёл назад, оценил вид. Я подумал, что не нужно быть экспертом по ландшафту, чтобы понять масштаб работы и вес камней, особенно на второй ступени, которая держит сам водопад.

«Будет журчать или шуметь?» — неожиданно обратился он ко мне.
«В зависимости от напора воды, — ответил я. — Можно настроить от Ниагары до тихого капеливания».

Заказчик прищурился.
«Стёпа, скажи что-нибудь».
«Мне нравится. Словно всегда здесь был. Похожее на Алтае видел».

Заказчик улыбнулся чему-то своему, кивнул и уже собрался уходить. Я уже готов был вздохнуть с облегчением, как вдруг он снова обернулся.
«Степан, а лягушка-то где?»

Степан взглянул на меня. Я не был готов.
«…Лягушка где?» — громко переспросил я, выигрывая время.
«Так в водоёме же!» — тут же донёсся ответ из-за сирени.

Конечно, в водоёме! Туда же водопад впадает…
«Будет Алёна Вадимовна», — махнул рукой в сторону пруда заказчик. Все вежливо рассмеялись, и делегация двинулась к выходу.
«…Степан, и спроси Акимыча, как это лягушки через его забор пролазиют, я же говорил…»

Я стоял на месте, готовый ко всему, но больше ничего не расслышал.

Итог: лягушка как спаситель проекта

Минут через двадцать позвонил Степан.
«…Всё согласовано, продолжайте работу…»
«Степан, я вам безмерно благодарен, но обязательно было рассказывать про лягушку?»
«Так шеф только из-за неё и пошёл смотреть. Ему стало интересно, что за люди тут работают. Так что не благодари».

Больше интересных статей здесь: Дача.

Источник статьи: Лягушка, Тихий и Степан.